Меню
Бесплатно
Главная  /  ПО  /  Практическая работа 1 вспоминаем клавиатуру.

Практическая работа 1 вспоминаем клавиатуру.

Раздел программы: Компьютер для начинающих.

Цели урока:

Задачи урока:

  • обучающие – повторение, закрепление и углубление знаний учащихся; формирование практических умений в текстовом редакторе Блокнот;
  • развивающие – развитие логического мышления, наблюдательности, памяти, самостоятельности;
  • воспитательные – воспитание доброты, бережливости, аккуратности при работе с компьютером.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • Информатика. Учебник для 5 класса. Л.Л. Босова. 2005г;
  • Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса. Л.Л. Босова. 2005г;
  • цветные карандаши;
  • презентация к уроку (Приложение1 ) .

План урока.

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Проверка усвоения изученного материала. (5 мин).
  3. Сообщение темы и целей урока (2 мин).
  4. Объяснение нового материала (12 мин).
  5. Закрепление изученного материала. Работа в рабочих тетрадях. (5 мин).
  6. Компьютерный практикум. Работа 1. (10 минут).
  7. Физкультминутка. (2 мин).
  8. Итог урока. Домашнее задание. (2 мин).

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1. На день рождения Ежику Лосяш и Пин подарили компьютер и рассказали об его устройстве. Давайте проверим, как вы знаете устройство компьютера.

2. Проверка усвоения изученного материала.

Слайд 2.Подпишите основные части компьютера.

Учащиеся выполняют работу в тетради.

Слайд 3. Давайте сверим.

Проверка выполненной работы. Выставление оценок.

3. Сообщение темы и целей урока.

Об устройстве компьютера и Ежик, и вы знаете хорошо. Возникает другой вопрос. Как информация вводится в память компьютера? Ответить на этот вопрос нам помогут друзья Ежика. Вспомните, как зовут Смешариков?

4. Объяснение нового материала.

Слайд 4. Люди имеют дело с разными видами информации, воспринимаемой органами зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Получаемую информацию человек умеет обрабатывать и представлять в текстовой, числовой, графической и других формах.

Слайд 5. Самые первые компьютеры работали только с числами, то есть обрабатывали только числовую информацию.

Через некоторое время, закодировав буквы числами, люди научили компьютеры работать со словами и предложениями – обрабатывать текстовую информацию.

Затем компьютеры стали работать с графической информацией – чертежами, рисунками, схемами.

Прошло еще немного времени, и компьютеры стали воспроизводить звуки, человеческую речь, музыку – работать со звуковой информацией.

И лишь совсем недавно компьютеры научились работать с видеоинформацией, то есть принимать, обрабатывать и показывать фильмы и мультфильмы.

Слайд 6. Для ввода в компьютер звуковой информации служат микрофоны.

Слайд 7. Сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры используются для ввода сложных графических изображений, фотографий и видеофильмов.

Слайд 8. Для настоящих художников придумали особые приборы - дигитайзеры. Рисуют они на специальных планшетах. Именно такими электронными ручками художники-аниматоры рисуют мультики про Смешариков.

Слайд 9. Специальные датчики, присоединяемые к компьютеру, позволяют измерять и вводить в его память такие числовые характеристики окружающей среды, как температура, влажность, давление и многое другое.

Вводить текстовую информацию можно с помощью специальных устройств речевого ввода.

Слайд 10. Но до сих пор, для того чтобы успешно работать на компьютере, необходимо хорошо ориентироваться в клавишах клавиатуры – важнейшего устройства ввода информации в память компьютера. Они различаются формой, размером и количеством командных кнопок.

Внимательно рассмотрите клавиатуру вашего компьютера.

Слайд 11. Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:

функциональные клавиши;

Функциональные клавиши F1 - F12 , размещенные в верхней части клавиатуры, заранее запрограммированы на выполнение определённых действий. Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.

символьные (алфавитно-цифровые) клавиши;

В центре расположены символьные клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы (!, :, * и так далее), буквы русского алфавита, латинские буквы. Способ переключения алфавитов зависит от настройки клавиатуры компьютера. Чаще всего применяется одна из следующих комбинаций клавиш:

Alt слева + Shift или Ctrl + Shift .

Знак “+ ” между названиями клавиш означает, что требуемое действие выполняется только в том случае, если в нажатом состоянии будут находиться обе клавиши. Выполнять клавиатурные комбинации можно так: нажать первую из указанных клавиш и, удерживая ее нажатой, нажать вторую клавишу; обе клавиши отпустить.

С помощью символьных клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы.

Буквы каждого алфавита могут быть прописными (большими) или строчными (маленькими). Переключают режим ввода букв нажатием клавиши Caps Lock . Если горит индикатор Caps Lock – будут вводиться прописные буквы, иначе – маленькие.

Вводить одну или несколько больших букв удобно с помощью комбинации клавиш Shift + {буква}.

В нижней части клавиатуры находится большая белая клавиша – пробел . Пробел используется для отделения слов и выражений друг от друга.

клавиши управления курсором;

Курсор ввода (| ) – мигающая черточка, отмечающая место ввода очередного символа на экране монитора. Для перемещения курсора по тексту служат курсорные стрелки. Они перемещают курсор на одну позицию в заданном направлении.

Клавиши PageUp и PageDown позволяют листать документ вверх и вниз, а Home и End переводят курсор в начало и конец строки.

специальные клавиши;

Специальные клавиши не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Enter завершает ввод команды и вызывает ее выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Esc – клавиша расположена в левом верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.

Клавиши Shift, Ctrl, Alt изменяют действия других клавиш.

дополнительная клавиатура.

Дополнительная клавиатура – при включенном индикаторе NumLock удобная клавишная панель с цифрами и знаками, расположенными, как на калькуляторе.

Если индикатор NumLock выключен, то работает режим управления курсором.

5. Закрепление изученного материала. Работа в рабочих тетрадях.

Задание № 6 (стр. 53). Раскрасьте цветными карандашами основные группы клавиш.

Слайд 12. Посмотрите на таблицу. Прочитайте названия клавиш на английском языке.

Задание № 7 (стр. 54). Заполните следующую таблицу.

Слайд 13. Клавиатура – это электронное устройство, содержащее внутри микросхемы и другие детали. Поэтому обращаться с ней следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками и т.д. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть легкими, короткими и отрывистыми.

6. Компьютерный практикум.

Выполнение учащимися практической работы № 1 (учебник, стр. 138 – 139).

Теперь мы умеем:

  • использовать комбинации клавиш;
  • переключать алфавиты (русский/ латинский);
  • вводить прописную букву в режиме ввода строчных букв;
  • переключать режимы ввода букв;
  • вводить специальные символы.

7. Физкультминутка.

Комплекс упражнений для глаз.

8. Итог урока. Домашнее задание.

§ 2.3 (1, 2), стр. 69-72, выучить назначение основных клавиш.

Тема урока: Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой»

Класс: 5

Раздел программы: Компьютер для начинающих

Цели и задачи урока:

· закрепить знания учащихся об устройстве компьютера;

· познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер;

· изучить клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации в компьютер.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: доска, компьютер, проектор, компьютерная презентация «Ввод информации в память компьютера».

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Проверка выполнения домашнего задания.

Слайд

Учитель: Задание №1 – расставьте подписи устройств на соответствующие им места.

Появление правильных ответов заданно триггерами. Нужно щёлкать по соответствующему прямоугольнику.

Учитель : Задание в рабочей тетради №3 на странице 56. Идеи каких изображённых приборов были использованы при создании персональных компьютеров? Обведите в тетради эти приборы (если используется интерактивная доска, то 1 ученик может выйти и проделать то же самое задание у доски).

Слайд №4.

Учитель : Что входит в базовую конфигурацию ПК?

(после ответов учеников учитель щелкает ЛКМ по скруглённому прямоугольнику – задан триггер на исчезновение фигуры)

Слайд №5.

Учитель : В аппаратном обеспечении компьютера различают несколько групп устройств работы с информацией. Кто назовёт мне эти группы?

(после ответов учеников учитель щелкает ЛКМ в любом месте экрана или нажимает Enter )

Учитель : Какие вы помните устройства ввода информации? Какие вы помните устройства вывода информации? Какие вы помните устройства хранения информации? Какие вы помните устройства обработки информации ? (по мере получения от учеников правильных ответов после каждого вопроса учитель нажимает 1 раз ЛКМ по описанию соответствующей группы – задан триггер появления рисунков)

Слайд №6.

Учитель : Ребята, давайте повторим правила техники безопасности и организации своего рабочего места, а также ваши обязанности во время урока.

(после ответов учеников на каждый из 3 пунктов учитель может открыть соответствующий слайд и спросить учеников всё ли они назвали – заданы гиперссылки перехода между слайдами)

Учитель : Самые первые компьютеры работали только с числами, то есть обрабатывали только числовую информация. Затем, человек научил компьютеры работать со словами – обрабатывать текстовую информацию. Затем компьютеры стали работать с графической информацией – рисунками, чертежами и схемами.

Учитель : Прошло ещё немного времени и компьютеры стали воспроизводить звуки, музыку, речь человека – работать со звуковой информацией. И лишь недавно компьютеры научились работать с видеоинформацией – показывать фильмы и мультфильмы.

Слайд №12.

Учитель : Ребята, какое устройство служит для ввода графической информации? (сканер ) А какое устройство служит для ввода в компьютер звуковой информации? (микрофон )

Слайд №13.

Учитель : Для ввода текстовой информации нам нужна клавиатура.

Рассмотрение групп клавиш сопровождается ниже идущими слайдами. Желательно дополнительно использовать плакат с укрупнённым изображением клавиатуры, на которой группы клавиш окрашены в разные цвета.

На каждую кнопку задан триггер появления комментария (учитель щелкает ЛКМ по изображению нужной кнопки).

Появление комментария после появления соответствующей кнопки на экране по щелчку мыши.

Появление комментария после появления соответствующей кнопки на экране по щелчку мыши.

Появление каждой строки примера по щелчку мыши.

На верхние кнопки триггеры появления комментария с ним.

На кнопку «Num Lock» установлен триггер появления комментария.

Малая клавиатура – дополнительная клавиатура – бухгалтерская панель - расположена с правого края. Как было сказано выше, цифровой режим этой клавиатуры переключает клавиша Num Lock . Если включен цифровой режим, то клавиши можно использовать для набора чисел, если цифровой режим выключен, то эти клавиши выполняют вторую функцию, например: клавиша с цифрой 1 (End) – перемещение в конец строки; клавиша 6 – перемещение курсора вправо и т. п.

Учитель : А теперь нам предстоит выполнить практическую работу . Откройте учебники на странице 138. Тема работы – «Знакомимся с клавиатурой».

2. Вопросы учеников

Ответы на вопросы учащихся.

3. Итог урока

· Выставление оценок за компьютерный практикум.

Урок окончен.

Источники:

Босова: Учебник для 5 класса / . – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 192 с.: ил. Босова информатики в 5-7 классах: методическое пособие / , . – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007. – 338 с. : ил. Босова: Рабочая тетрадь для 5 класса / . – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 87 с.: ил.

1. Займите правильное положение перед компьютером.

2. Запустите простой текстовый редактор 1 .

    1 Если компьютер работает под управлением операционной системы Windows, то запустите текстовый редактор Блокнот. При работе в ОС Linux запустите текстовый редактор К Writer.

3. Найдите курсор, отмечающий место ввода символа с клавиатуры. Наберите свои имя и фамилию.

Чтобы имя и фамилия начинались с прописной буквы, используйте клавишную комбинацию Shift + {буква}.

4. С помощью клавиши Enter перейдите на новую строку. Зафиксируйте режим ввода прописных букв клавишей Caps Lock и наберите слово ИНФОРМАТИКА.

Отмените режим ввода прописных букв, нажав клавишу Caps Lock повторно, и наберите ещё раз слово ИНФОРМАТИКА.

5. Экспериментально установите, какая комбинация клавиш Alt слева + Shift или Ctrl + Shift используется на вашем компьютере для переключения клавиатуры с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв и обратно. Для этого:

  • нажмите одновременно Alt слева и Shift;
  • поочерёдно нажмите клавиши с буквами Ф, Ы, В, А;
  • если на экране появились символы «asdf», то вы переключили клавиатуру на ввод латинских символов;
  • если на экране появились символы «фыва», то нажмите комбинацию клавиш Ctrl + Shift и повторите проверку;
  • верните режим ввода русских букв повторным нажатием той же комбинации клавиш.

6. Переключите клавиатуру с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв и наберите названия клавиш, с помощью которых вы это сделали.

7. С помощью символов, изображённых в верхней части цифровых клавиш, выполните один из следующих рисунков:

Нужные символы получаются с помощью комбинации клавиш Shift + {цифра}. При этом важно, режим ввода каких букв (русских или латинских) действует в данный момент.

Теперь вы умеете

  • использовать комбинации клавиш;
  • переключать алфавиты (русский/латинский);
  • вводить прописную букву в режиме ввода строчных букв;
  • переключать режимы ввода букв (строчные/прописные);
  • вводить специальные символы.

Информатика. Учебник для 5 класса. Босова Л.Л.

3-е изд. - М.: 2015. - 184 с . 4- е изд. - М.: 2012. - 199 с .

Учебник предназначен для изучения курса «Информатика» в 5 классе общеобразовательной школы. Он входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для 5–9 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия для учителя. В учебниках 5–6 классов представлено введение в предмет, предполагающее дальнейшее изучение курса информатики в 7–9 классах. Теоретический материал учебника поддержан развернутым аппаратом организации усвоения изучаемого материала, включающим вопросы, задачи и задания для практического выполнения, описание работ компьютерного практикума. Обеспечивается развитие у школьников универсальных учебных действий, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование алгоритмической и информационной культуры. Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Формат: pdf (2015 , 3-е изд., 184с.)

Размер: 36,1 Мб

Смотреть, скачать: google.drive

Формат: pdf (2013 , 184с.)

Размер: 15 Мб

Смотреть, скачать: docs.google.com

Формат: djvu (2012 , 199с.)

Размер: 3,1 Мб

Скачать: docs.google.com

Формат: pdf (2012 , 199с.)

Размер: 15,9 Мб

Скачать: docs.google.com

Оглавление
Ваш учебник 3
§ 1. Информация вокруг нас 5
Как человек получает информацию 5
Виды информации по форме представления 6
Действия с информацией 8
§ 2. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией 10
Что умеет компьютер 10
Как устроен компьютер 11
Техника безопасности и организация рабочего места 13
§ 3. Ввод информации в память компьютера 17
Устройства ввода информации 17
Клавиатура 18
Основная позиция пальцев на клавиатуре 21
§ 4. Управление компьютером 25
Программы и документы 25
Рабочий стол 26
Управление компьютером с помощью мыши 27
Главное меню. Запуск программ 28
Что можно выбрать в компьютерном меню 30
§ 5. Хранение информации 35
Память человека и память человечества 35
Оперативная и долговременная память 36
Файлы и папки 37
§ 6. Передача информации 41
Схема передачи информации 41
Электронная почта 43
§ 7. Кодирование информации 46
В мире кодов 46
Способы кодирования информации 49
Метод координат 50
§ 8. Текстовая информация 55
Текст как форма представления информации 55
Текстовые документы 56
Компьютер - основной инструмент подготовки текстов 57
Ввод текста 58
Редактирование текста 59
Форматирование текста 61
§ 9. Представление информации в форме таблиц 64
Структура таблицы 64
Табличный способ решения логических задач 66
§ 10. Наглядные формы представления информации 69
От текста к рисунку, от рисунка к схеме 70
Диаграммы 71
§ 11. Компьютерная графика 74
Графический редактор 75
Устройства ввода графической информации 81
§ 12. Обработка информации 83
Разнообразие задач обработки информации 83
Систематизация информации 84
Поиск информации 85
Изменение формы представления информации 86
Преобразование информации по заданным правилам 87
Преобразование информации путём рассуждений 88
Разработка плана действий и его запись 90
Создание движущихся изображений 93
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ 99
Работа 1. Вспоминаем клавиатуру 99
Работа 2. Вспоминаем приёмы управления компьютером 101
Работа 3. Создаём и сохраняем файлы 105
Работа 4. Работаем с электронной почтой 109
Работа 5. Вводим текст 113
Работа 6. Редактируем текст 117
Работа 7. Работаем с фрагментами текста 121
Работа 8. Форматируем текст 126
Работа 9. Создаём простые таблицы 129
Работа 10. Строим диаграммы 136
Работа 11. Изучаем инструменты графического редактора 143
Работа 12. Работаем с графическими фрагментами 154
Работа 13. Планируем работу в графическом редакторе 159
Работа 14. Создаём списки 165
Работа 15. Ищем информацию в сети Интернет 170
Работа 16. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор 173
Работа 17. Создаём анимацию 176
Работа 18. Создаём слайд-шоу 181

Ваш учебник
Дорогие ребята!
В начальной школе вы учились работать на компьютере, создавали с помощью специальных программ тексты и рисунки, использовали компьютерные энциклопедии для поиска необходимой информации. На уроках информатики в 5 классе вы продолжите осваивать компьютер как инструмент учебной деятельности, познакомитесь с новыми компьютерными программами, сможете расширить свои представления об информации и информационных процессах. На каждом уроке вы будете работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради и на компьютере. Много важного и интересного материала, дополняющего и расширяющего учебник, вы сможете найти в сети Интернет, в частности, в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. В учебнике вы найдёте много ссылок на ресурсы этой Коллекции. Чтобы познакомиться с ними, нужно:
1) выйти в Интернет;
2) в поле ввода Адрес набрать адрес Коллекции

Цель: изучить основные правила техники безопасности при работе на ПК, изучить основные устройства компьютера, научиться включать его и выключать, изучить назначение клавиш клавиатуры приобрести практические навыки при работе с клавиатурой.

Теоретические сведения

Основные требования техники безопасности в компьютерном классе

Подключение и отключение устройств от сети, соединение ЭВМ с другими устройствами производится только преподавателем или обслуживающим персоналом компьютерного класса.

Студентам запрещено:

Входить в лабораторию в верхней одежде;

Самостоятельно без указания преподавателя включать или выключать устройства;

Трогать соединительные кабели, отсоединять или присоединять разъемы;

Регулировать яркость и контрастность мониторов, громкость звука и т.п., а также вскрывать защитные кожухи;

Ходить по классу во время занятий без разрешения преподавателя, а также громко разговаривать или выражать свои эмоции.

В компьютерном классе запрещено:

Пользоваться нагревателями и открытым огнем;

Класть различные предметы или одежду на мониторы, ПЭВМ и другое оборудование;

Касаться оборудования влажными руками;

Прикладывать значительные усилия при нажатии на клавиши;

Оставлять работающее оборудование без присмотра.


Основные устройства компьютера:

  • системный блок

    клавиатура

Дополнительные устройства компьютера:

  • микрофон, наушники

    веб-камера

    картридер

Включение компьютера:

    Подключить компьютер к сети.

    Включить источник бесперебойного питания (ИБП)

    Включить дополнительные устройства компьютера: колонки, принтер, сканер, модем.

    Включить монитор, нажав на лицевой панели монитора кнопку питания.

    Включить системный блок, нажав на лицевой панели системного блока кнопку питания.

Выключение компьютера:

    Закрыть все работающие программы

    Выполнить выход из операционной системы.

    Отключить дополнительные устройства, выключить ИБП

    Отключить компьютер от сети

Клавиатура компьютера

Блоки клавиатуры:

1) алфавитно-цифровой блок;

2) клавиши управления курсором;

3) функциональные клавиши.

4) цифровой блок;

5) служебные (специальные) клавиши.

Назначение клавиш

Esc – выход, отмена действия.

Tab - табулятор (перемещает курсор сразу на несколько позиций вправо или влево).

Caps Lock - фиксатор заглавных букв.

Enter - клавиша ввода.

Backspace - удаляет символ слева вот курсора.

Insert (Ins) - предназначена для переключения между режимами вставки и замены символов.

Delete (Del) – удаляет символ, справа от курсора.

Home - перемещает курсор в левый верхний угол экрана или в начало сроки.

End - перемещает курсор в левый нижний угол экрана или в конец сроки.

Page Up (PgUp) - перемещает экранную страницу текста вверх.

Page Down (PgDn) - перемещает экранную страницу текста вниз.

Num Lock – включает или выключает цифровой блок клавиатуры.

Space (Пробел) - ввод пробела.

Shift (смена регистра) - с помощью этой клавиши можно переключится на большие (прописные, заглавные) буквы, а также на расположенные над цифрами символы.

Ctrl (управление) - с помощью этой клавиши можно перейти на третий уровень назначения клавиш клавиатуры.

Alt (применить) - с помощью этой клавиши можно перейти на четвертый уровень назначения клавиш клавиатуры.

Задание и порядок выполнения работы

    Запустить программу Конструктор. С помощью данной программы «собрать» компьютер.

    Изучить клавиатуру компьютера.

    Запустить на исполнение клавиатурный тренажер (выполняется с помощью преподавателя);

    Используя слепой метод печати, выполнить упражнения, предлагаемые обучающей программой;

Контрольные вопросы

    В чем заключаются требования техники безопасности при выполнении практических работ?

    Перечислите дополнительные устройства ПК, основные, внутренние, внешние, ввода, вывода. Оформите ответ в виде таблицы.

    Укажите порядок включения и выключения устройств компьютера.

    на какие блоки условно делиться клавиатура ПК?

    Укажите назначение основных клавиш клавиатуры ПК.

6. Как изменить язык с помощью клавиатуры компьютера?