Меню
Бесплатно
Главная  /  Мультимедиа  /  Понятие "информационная аналитика". Кто он — информационный аналитик? Обучение на системного аналитика

Понятие "информационная аналитика". Кто он — информационный аналитик? Обучение на системного аналитика

Общество на современном этапе развития переживает информационную революцию, обусловленную возрастанием роли информации во всех его сферах, что приводит к пересмотру базового понятия «информация» и наполнению его новыми смыслами. Информатизация общества нашла свое отражение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании.

В современном образовательном учреждении (ОУ), осуществляющем личностно-ориентированное и развивающее обучение, его мониторинг и диагностику, поток информации между участниками и организаторами образовательного процесса многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией ОУ встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.

Информатизация ОУ имеет два направления:

Внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения;

Информатизация системы управления ОУ.

В рамках первого направления актуальными задачами на сегодняшний день являются:

1. совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным информационным материалом, в качестве дидактических средств моделирования различных учебных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;

2. систематизация и логическое упорядочивания содержания образования, тренинг и контроль знаний;

3. переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационных баз данных;

4. организация работы факультативов, кружков, проведение компьютерных олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Информатизация системы управления образованием ОУ предполагает внедрение информационных технологий, связанное с процессами сбора и анализа информации для учебно-воспитательной, учебно-методической, а также административно-хозяйственной деятельности, планированием и организацией делопроизводства, что позволит осуществить системный подход в управлении ОУ.

Использование современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации обеспечит:

Структурированность информации;

Автоматизацию документооборота в части аналитических справок, отчетов;

Накапливание и постоянное обновление информации, необходимой для решения задач процесса обучения, воспитания и управления.

Следовательно, в современном ОУ необходим специалист, подготовленный к решению следующих профессиональных задач:

1. внедрению методов информатики в предметные области педагогики;

2. развитию возможностей и адаптации информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла:

2.1 создание информационно-логических моделей объектов, разработка нового программного и информационного обеспечения для поддержки учебного процесса и управления ОУ,

2.2 стыковка информационных систем из разных предметных областей в связи с появляющимися новыми задачами, перевод систем на новые аппаратные и информационные платформы;

3. оптимизации информационных процессов обработки информации;

4. снижению психологического барьера между работниками ОУ и специалистами службы информатизации.

Социальный заказ общества отражен в нормативных документах Министерства образования и науки РФ (Федеральная программа развития образования (2000); Федеральная целевая программ «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005); Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.; а также Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 351400 - Прикладная информатика (в образовании)), где подчеркивается социальная значимость информатизации ОУ на всех уровнях.

В соответствии со стандартом, выпускники данной специальности занимаются созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем в образовании; являются профессионалами в области применения информационных систем и управления информационными потоками в них.

Указанные качества требуют профессиональной подготовки как в области информатики и информационных систем, так и в области применения, т.е. образования. Таким образом, выпускник - информатик (с квалификацией в области образования) в своей практической деятельности анализирует, прогнозирует, моделирует и создает информационные процессы и технологии в рамках профессионально-ориентированных информационных систем. Основные виды профессиональной деятельности информатика в образовании - это организационно-управленческая, проектно-технологическая, маркетинговая, экспериментально-исследовательская, консалтинговая, аналитическая, эксплуатационная деятельность. На рисунке 1 представлены отделы ОУ, где необходима профессиональная деятельность специалиста в данной сфере.

Дипломированный специалист «Информатик-аналитик в области образования», обладающий навыками разработки, внедрения и поддержки информационных систем, а также имеющий соответствующую профессиональную подготовку в области образования, будет востребован как непосредственно в ОУ, так и в департаменте образования и в сфере дополнительного образования

Литература

1. Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Бондаренко А.С. Информационные технологии управления. Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2004

2. Белкин В. Ю., Костенко К. И., Курган А. Б., Левицкий Б. Е. Технологии формирования документальных информационных сред в различных областях знаний // Тр. Всерос. науч.-метод. конф. "Телематика" 2002", 3-6 июня 2002 г., Санкт-Петербург. СПб., 2002. с. 86-88.

3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). ИИО РАО. М.: - 2007, 18. п.л.

4. ГОСТ РФ Специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)». http://www.math.spbu.ru/ru/mmeh/Gost/351400.html

Рассмотрим ИАД как процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию. Смысл этой особенно необходимой в современных условиях деятельности - ИАД раскрывается через понимание понятий "информационная" и "аналитическая". Обратимся к этимологии слова "анализ". Обычно термин "анализ" рассматривают в определенных контекстах. С одной стороны, анализ - это мысленное расчленение объекта на которое позволяет получить представление о строении исследуемого объекта, его структуры, частей, в противоположность синтезу; согласно другой точки зрения, анализ включает в себя и процедуры синтеза, в связи с этим анализ отождествляют с деятельностью .

Понятие "информационная" означает отношение к информации как к ресурсу, владение всем арсеналом средств получения, накопления, хранения, обработки и выдачи информации потребителю. В XX веке аналитическая деятельность получила широкое распространение и превратилась в профессиональную деятельность. Во многих странах существуют "Фабрики мысли", информационно-аналитические отделы и службы в государственных органах, компаниях, банках, политических партиях. Стремительно развивающиеся рынки аналитической информации, интеллектуального продукта, методического и программного обеспечения.

Становление информационной аналитики как особой области деятельности (ИАД) происходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем. Несмотря на то, что аналитическая деятельность применялась издавна, ее классификация и точное определение еще не сложились. H.A. Сляднева, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) дает следующее ее определение: "Информационная аналитика занимается производством нового знания на основе переработки имеющейся информации в целях оптимизации принятия решений. Современная информационная аналитика - сложная комплексная деятельность, которая опирается как на естественный интеллект, так и на компьютерные технологии оперирования информационными массивами, методы математического моделирования процессов и т.п." . Информационная аналитика выполняет прежде всего задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев) деятельностью. Характер функционального пересечения (взаимодействия) в системе "аналитика-наука" можно определить следующим образом: с одной стороны, наука и информационная аналитика - это информационные способы познания и научного анализа реальности; однако есть между ними и различие - информационная аналитика, опираясь на научное знание, общие закономерности, чаще всего имеет дело с феноменологией бытия, осуществляя оценку фактов и событий, прогнозируя их развитие с учетом не только обобщенных типичных параметров, но и целого ряда дополнительных факторов (субъективно-личностные, случайные и т. п.), наука обнаруживает прежде всего фундаментальные, объективные закономерности исследуемой области, повторяет существенные связи объектов, обобщенные параметры процессов и т. п. .

Предоставим характеристику процесса информационно-аналитической деятельности. Процесс информационно-аналитической работы - это совокупность направленных на определенный предмет операций мышления и технологических процедур, выполнение которых в определенной последовательности с использованием средств обеспечивает решение поставленной задачи.

Процесс ИАД состоит из следующих компонентов:

o Организационный;

o Методический;

o Информационный;

o Коммуникационный;

o Формирование выводов и предложений. Стадиями (этапами) процесса ИАД являются:

1) общее знакомство с проблемой, постановкой задачи

2) формирование понятий, их определения

3) сбор фактов, создание базы данных

4) толкование фактов

5) формирование гипотезы, проверка гипотез

6) формирование выводов

7) непосредственное изложение материалов

С точки зрения Д.І.Пушкашу, информационно-аналитическая деятельность (ИАД) - это процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию - аналитический документ . Процесс семантической обработки данных может быть представлен в виде некоторой последовательности самостоятельных этапов, совокупное описание которых и дает представление о нем в целом. Ниже приведена одна из возможных схем организации процесса ИАД, представленной в виде алгоритмической последовательности процедур:

1. Начинается ИАД определение объекта, предмета и проблемы анализа. Данный этап включает ознакомление с проблемой в целом, а также со смежными вопросами, изучение которых может оказаться полезным; составление общего плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые, вероятно, могут быть использованы.

2. Построение идеальной модели объекта и предмета - следующий шаг. Обеспечивает создание нормативной базы для дальнейшей аналитической деятельности.

3. Сбор фактографических данных. Это обязательный этап ИАД, независимо от области исследования и исследуемого явления. В первую очередь необходимым является четкое определение используемых понятий и максимально большая источниковедческих база. При подборе источников необходимо критически относиться к найденной информации.

Рис. 5. в

4. Оценка фактографического материала. Основная задача на этом этапе заключается в том, чтобы оценить полученные данные, выделить из массы описываемых фактов те, анализ которых целесообразно продолжить. Этот этап включает оценку, классификацию, анализ и выяснения фактов.

5. Раскрытие значения фактов. Обращается внимание на то, что факт несет в себе большую смысловую нагрузку, если его рассматривать в совокупности с другими фактами или дополнительно указать его значение, поэтому необходимо всячески добиваться наиболее полного раскрытия значения каждого факта.

6. Гипотеза. На данном этапе необходимо построить гипотезу о взаимосвязи отдельных разрозненных на первый взгляд фактов. Выдвижение гипотезы облегчает выяснение проблемы. Осмысления гипотез носит исследовательский характер. Субъект "накладывает" на гипотезу призму своих представлений, обусловленных личным опытом и знанием предметной области. Построение гипотез присуще любой аналитической работы. В начале делаются некоторые предположения (гипотезы) о том, какие факторы, возможно, играют важную роль, а какие не имеют отношения к делу. Аналогичные гипотезы используют при сборе и толковании фактов, формулировании выводов и выкладок.

7. На данном этапе предстоит выбрать тип анализа.

8. Выбранный тип анализа предопределяет выбор конкретных методов аналитической деятельности, которых насчитывается огромное количество..

9. Доказательство. На этом этапе необходимо доказать или опровергнуть справедливость рабочих гипотез.

10. Выводы. Здесь формулируются окончательные выводы, что является целью любого информационного анализа.

11. Достоверный и понятный изложение результатов исследования. Составление документа, завершает работу. Необходимо следить за тем, чтобы итоговый документ был написан на языке, что является доступной потребителю информационной продукции. При необходимости для достижения максимального эффекта можно использовать таблицы и диаграммы, мультимедийные презентации.

Владение описанным алгоритмом семантической обработки данных является условием успеха деятельности во многих отраслях. Скептики утверждают, что "аналитика - это профессия, которая базируется на эзотерическом знании и интуиции, на таинстве проникновения в скрытые механизмы политики, экономики и др., на искусственной одаренности ее представителей, способных к интеллектуальной магии" . Объективные основания такой позиции существуют. Аналитика является эвристической по своей сути, поэтому довольно сложно понять интеллектуальные технологии аналитической деятельности, выявить ее приемы и внедрить в обучении будущих специалистов. С другой стороны, аналитика

Это деятельность, которая предполагает органический синтез трех компонентов: владение аналитическими методами (функциональный компонент), знание предметной области (отраслевой компонент) и определенный тип структуры личности (особистіший компонент). Такая же структура характерна для научно-исследовательской, художественно-творческой, преподавательской, управленческой и других видов деятельности.

Известно, что анализ и синтез являются главными методами мышления. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) и синтез (греч. synthesis

Соединение, сочетание, составление) - это процессы мысленного расчленения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Информационный анализ - это начальный этап преобразования документальной информации, которая состоит в изучении документов и извлечении из них наиболее существенных сведений. Этот процесс неотделим от синтеза, т.е. обобщение информации, полученной в результате информационного анализа документов и подготовки результатов обобщения в той или иной форме. Аналитико-синтетическая переработка - это совокупность процессов преобразование содержания документов с целью их анализа, извлечения необходимых сведений, а также оценки, сопоставления и обобщения. В процессе аналитико-синтетической переработки происходит свертывание информации, задача которого заключается в содержательной оценке социальной значимости документа (его научной, культурной ценности) и уменьшения физического объема при условии минимальной потери информативности.

Аналитико-синтетической переработкой документа называется его преобразования с целью получения необходимой информации, а также оценки, сопоставления, обобщения и представления полученной информации в виде, что соответствует запросу. Если целью работы с научными документами является их систематизация, анализ и синтез, что не доходит до получения нового знания, то такая деятельность относится к научно-информационной. Если же цель работы с научными документами заключается в получении новых знаний о предмете, который изучается, то такая деятельность относится к научно-исследовательской.

Важно подчеркнуть, что аналитико-синтетическая переработка информации имеет место не только в научно-информационной деятельности (НИД), но и в других видах познания. Что же в таком случае определяет специфику НИД? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, можно сравнить НИД с такими видами познания, как научно-исследовательская деятельность, с одной стороны, и научно-техническая разведка - с другой.

Целью научно-исследовательской деятельности и аналитико-синтетической переработки информации является извлечение из документов новых фактов или сведений, которые в этих документах в явном виде не выражены. Новые сведения логически выводятся из имеющейся информации, причем для этого дополнительно привлекается так называемая экстралингвистические информация (т.е. информация, которая не содержится в этих документах). Подобным же образом строится деятельность, именуется научно-технической разведкой. Известно, что в мирное время не менее 80 % разведывательной информации добывается путем аналитико-синтетической переработки сведений, извлекаемых из несекретных источников - газет, журналов, книг, теле - и радиопередач, материалов всемирной паутины и др. Задачей специалиста-аналитика в этом случае является изъятие из текста одного или нескольких документов таких сведений (частью засекреченных), которые в этих документах в явном виде не содержатся.

Относительно специфики аналитико-синтетической переработки информации при НИД, то она состоит в группировке, сопоставлении, оценке и обобщении тот и только той информации, которая явно есть в этих документах, а также в представлении обобщенной информации в компактном виде, удобном для ее практического использования. При информационном анализе и синтезе в ходе НИД не используется экстралингвистические информация (конечно, в той мере, в какой это вообще возможно при интеллектуальной деятельности людей).

К процессам аналитико-синтетической переработки относятся такие процессы, как: библиографическое описание; аннотирование; систематизация; предметизація; реферирование; индексирование; научный перевод; составление обзоров; выписка из документов фактов.

Дадим определение основных процессов аналитико-синтетической переработки документов:

o Составление библиографического описания - процесс стандартизированного представления основных данных о документе;

o Аннотация - процесс составления кратких сведений, характеризующих документ со стороны его содержания, направленности, ценности, назначения, оформления и происхождения (аннотация отвечает на вопрос: О чем говорится в документе?);

o Реферирование - процесс составления реферата, представляющий собой краткое изложение содержания документа, методики исследования и его результатов, а также времени и места проведения исследований (реферат отвечает на вопрос: Что содержит документ?);

o Составление обзора - процесс свертывания информации о множестве документов; другими словами можно сказать, что в обзорах обобщаются сведения, содержащиеся в разных документах. Различают три типа обзоров: Библиографический; реферативный (характеризуется большой глубиной обобщений); аналитический (результат анализа документальных источников и оценки; определенной интерпретации извлеченных из них фактов; их в свою очередь подразделяют на итоговые, прогностические, обзоры-обоснования);

o Индексирование - это процесс описания содержания и формы документа средствами искусственного информационно-поискового языка (то есть, выбор ключевых слов и перевод на ИПМ (информационно-поисковая язык) или замена их соответствующими лексическими единицами (индексами));

o Научный перевод - это перевод текстов (научных, технических, экономических и др.) с одного языка на другой;

o Извлечение фактов из документов - это такие факты, как технические характеристики, свойства веществ и материалов, демографические характеристики и др.

Каким бы образом не организовывалась информационно-аналитическая работа, первой и поэтому чрезвычайно важной процедурой является первичный анализ (экспресс-анализ) и отбор релевантной информации. Эта процедура служит своеобразным фильтром, который отбрасывает ненужное, и защищает аналитика от информационного шума (избыточности). Смысл этой процедуры, заключается, прежде всего, в установлении сущности, важности, точности, полноты и значимости информации на основе ее разделения (дробления) и сопоставления. Поясним смысл указанных понятий.

Сущность информации заключается в совокупности отраженных в ней признаков объектов, систем, явлений и процессов, выделенной из более значительного объема. Информация всегда отражает степень изменения существующего знания.

Важность информации. Информация является важной, если она релевантна, то есть имеет связь с решением проблемы, и если ее использование может сделать вклад в деятельность (текущую или планируемую).

Достоверность информации. Не всегда легко установить, является информация достоверной или ложной, особенно если она содержит сведения о событиях, которые еще не произошли. Есть критерии, по которым можно судить о достоверности информации, а именно:

Критерий обоснованности (наличие подтверждений полученной информации в ряде независимых источников);

Критерий непротиворечивости: отсутствие противоречий между отдельными утверждениями, изложенными в уведомлении; отсутствие противоречий внутри группы сообщений, которые поступили от одного и/или группы источников за некоторый отрезок времени;

Таким образом, ИАД как процесс, охватывающий в свою очередь определенные процессы как аналитической, так и информационной деятельности; содержит свои специфические этапы и процедуры, которые необходимо осваивать специалистам - информационным аналитикам.

Вы ищите высокооплачиваемую работу, которая бы приносила удовольствие? По версии журнала Harvard Business Review, самая сексуальная профессия XXI века - информационный аналитик (анг. data scientist ).

Это понятие придумали Джеффри Хаммербахер и доктор Патил, не желая называть сотрудников, работающих с большими данными, бизнес-аналитиками или учеными-исследователями. С тех пор термин приобрел огромную популярность.

Информационные аналитики - люди, не лишенные любознательности и умеющие определять тенденции на основе данных. Они не просто «просеивают» и структурируют данные для фирмы-заказчика, а являются частью кросс-функциональной команды, обеспечивая различные отделы компании информацией, необходимой для оптимизации трудового процесса и внедрения инноваций.

Что ж, давайте взглянем, какими качествами и навыками должен обладать информационный аналитик.

IT- технологии

Информационный аналитик, безусловно, должен быть на «ты» с открытыми программными платформами и инструментами такими, как Hadoop , Java, Python, C + +, ECL и т.д. Кроме того, нужно иметь представление о базах данных NoSQL, HBase, CouchDB.

Математика

Информационному аналитику необходимы знания статистики, алгоритмов анализа данных, а также машинного обучения и математики. Для настоящего информационного аналитика обычные компьютерные науки - давно пройденный уровень в IT- квесте. Так что эксперт в этой области - далеко не обычный информатик. Он, с одной стороны, знаток в области масштабного машинного обучения, с другой - статистик.

Бизнес

Помимо прочего, информационному аналитику необходимо иметь деловые навыки. Он должен общаться с разными людьми в организации, понимать бизнес-требования, уметь интерпретировать закономерности, видеть взаимосвязи, корректно доносить информацию, взаимодействовать с разработчиками и руководителями компании. Все это требует реальных навыков ведения бизнеса.

Визуализация

Важный навык для информационного аналитика - умение сосредотачиваться на реальных продуктах и делать данные доступными для пользователей. Другими словами, информационный аналитик должен видеть, когда и как данные могут повысить уровень доходов предприятия. Затем важно наглядно представить информацию. Также необходимо уметь работать с инструментами визуализации данных - Tableau, Flare, D3.js , переработка, Google Visualization API, и Raphael.js.

Инновации

Информационный аналитик не просто умеет работать с большими объемами информации. Это настоящий энтузиаст - человек творческий, стремящийся к познанию нового.

Решение проблем. Такой навык может показаться весьма очевидным, однако, следует еще раз сделать акцент на том, что информационный аналитик должен не просто прилагать все усилия для решения поставленных задач, но и тщательно продумывать, какую пользу принесет результат его работы, кем и как он будет использован.

Коммуникация

Коммуникативные навыки - ключ к эффективной работе с другими членами кросс-функциональной команды, а также с руководством и клиентами. Другими словами, будь вы сто раз экспертом во всех вышеперечисленных областях, без умения находить общий язык с людьми вам никогда не стать хорошим информационным аналитиком.

Мы живем в мире, где данные поступают в огромных объемах и с огромной скоростью - от соцсетей и интернет-магазинов до датчиков в лабораториях и смарт-счетчиков. Для того, чтобы систематизировать эти данные и извлечь из них максимальную пользу миру нужны специалисты по их обработке. Так что, если вы обладаете всеми вышеперечисленными знаниями и навыками, дерзайте!

Перевод Ларисы Шуриги